WordPress как на ладони
Недорогой хостинг для сайтов на WordPress: wordpress.jino.ru

Что нужно сделать перед тем как заказать создание сайта

Сайт – универсальный инструмент начинающего интернет-предпринимателя. С ним можно расширить возможности действующего бизнеса, запустить собственное дело, причем в самом широком диапазоне профилей от торговли до блогинга. Барьеров для входа на рынок продаж с сайтом практически нет (опять же, продавать можно что угодно – товары, знания, аналитику, трафик рекламодателям). Затраты на старт вполне приемлемы (домен, хостинг, стартовый рекламный бюджет). Дело за малым – заказать разработку сайта или его настройку, если ресурс будет сделан на конструкторе.

Оставим за скобками рассуждения о пользе и вреде самостоятельного создания веб-проекта. Оно возможно, но времени всегда занимает больше. Там, где специалист с опытом уложится в 2–3 дня, начинающий программист «провозится» несколько месяцев. И еще пару лет по мере раскрутки проекта будет исправлять недочеты, убирать уязвимости, теряя трафик и недополучая прибыль. При выборе конкурентной ниши (а иначе нет смысла и начинать) вопрос времени часто становится определяющим.

Зона ответственности заказчика сайта

Само по себе привлечение мастера или веб-студии (здесь все зависит от бюджета и сложности проекта) еще не дает гарантий качественного результата по трем причинам:

  • даже очень хорошие разработчики не умеют читать мысли заказчика (хотя иногда намекают на такую способность в рекламе) и не могут знать, что он хочет видеть на выходе;

  • в первоначальные настройки сайта закладываются все будущие возможности его продвижения, чем лучше он проработан под конкретные инструменты, целевую аудиторию, товары и каталоги, тем быстрее пойдет дело с его выходом в топовые позиции;

  • соблазн сделать работу спустя рукава порой настолько велик, что устоять перед ним не могут даже очень ответственные исполнители.

Все это к тому, что зона ответственности заказчика сайта не заканчивается решением привлечь мастера и готовностью платить за его работу деньги. Перед подписанием договора (или поручением работы фрилансеру) нужно проработать техническое задание. Хорошо, если у исполнителя уже есть свой бриф или анкета, которую можно заполнить. Но это редкость. Чаще о таком документе приходится заботиться клиенту. Что в нем нужно указать?

Что расписать в ТЗ на создание сайта

Важный момент: под каждый проект готовится отдельное задание с проработкой всех пунктов плана. В списке вопросов, раскрываемых в документе, надо указать:

  • Реквизиты и все доступные каналы для связи (желательно со временем, когда с вами стоит связываться).

  • Предпочтительный вариант CMS (если знаете, в противном случае – функции сайта, исходя из которых специалист подберет оптимальную систему управления).

  • Понравившиеся сайты в нише или вне ее.

  • Целевую аудиторию (с указанием пола, возраста, сферы деятельности и других «маркеров»).

  • Сложность дизайна (простой шаблонный или уникальный с привлечением фотографа, профессионального оператора) и фирменные цвета.

  • Языковые версии. Мультиязычность ресурсов – тренд в сайтостроении. Она оставляет перспективы расширения рынка и демонстрирует уважение посетителям из разных стран.

  • Имеющиеся материалы (если бизнес уже действующий, наверняка есть описания товаров, каталоги, фотографии продукции и коллектива – все это можно использовать).

  • Желаемые модули. Если вы проработали тему, то имеете представление о том, что обязательно должно быть на страницах (калькулятор, форма для голосования, кнопки «Купить», блоки с отзывами). Окончательный пакет модулей будет формироваться на этапе обсуждения. Но и до него над вопросом опций и функций стоит подумать.

  • Дедлайн. Исполнителю всегда надо ставить сроки. Да, по согласованию (исходя из уровня его занятости и скорости его работы). Но в анкете есть смысл указать желаемый темп исполнения задания (сайт нужен через две недели или месяц).

Профиль заказчика

Решив заказать создание сайта, надо быть готовым приоткрыть завесу коммерческой тайны. Во-первых, последняя защищена законом, переживать о ее раскрытии сторонним лицам не придется. Во-вторых, без погружения в бизнес – понимания его направленности, целей, продуктового ряда, особенностей – нельзя сделать качественный ресурс, ориентированный на конкретного покупателя.

Конкуренты

Если коллеги уже работают в интернете и занимают высокие позиции в рейтинге поисковых сервисов, почему бы не воспользоваться теми же приемами, обеспечив новому проекту высокие шансы быть достойно представленным в выдаче Google и Яндекс. Плюс, зная конкурентов, разработчик сможет заложить на уровне кода возможности их опережения (быстрее загрузка страниц с изображениями, удобнее скроллинг, проще и понятнее структура).

Цель создания сайта

От нее зависит формат. Это может быть полноценный каталог интернет-магазина, одностраничник-визитка или продающий лендинг, корпоративный портал для существующих клиентов офлайн-компании, информационный ресурс. Выбор всегда определяется ответом на вопрос, зачем клиенту ресурс, и как он планирует зарабатывать на нем. Без плана монетизации, к слову, затевать бизнес с сайтами не стоит (окупаемость может сильно разочаровать).

Перспективы

Качественная подготовка задания поможет не только исполнителю, но и заказчику. При работе над ним станет понятным, зачем он заказывает проект, чего ждет от него. Можно даже прикинуть будущую прибыль. Спрогнозировать сроки монетизации. Сравнить несколько ее стратегий.

В плане ожиданий можно ориентироваться на результаты двух последних лет. Согласно данным аналитиков, новый сайт выходит на доходные позиции не раньше, чем на 3–6 месяце продвижения. Выручка от одной только рекламы составляет от 30–50 до 100 тысяч рублей в месяц. Все зависит от посещаемости, а ее задает качество оформления и техническая настройка проекта (плюс, грамотная раскрутка и контент, конечно).

Комментариев нет